Пятница, 29.03.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Гемофилия в Молдове

Главная » 2009 » Сентябрь » 5 » Это редкое слово “кровь”
08:49
Это редкое слово “кровь”
Глава Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба: “Мы стремимся к тому, чтобы число кадровых доноров было 40 на 1000” 
Материал: Ева Меркачева

На фото: Владимир Уйба


 
Без этого стратегического запаса в лихую годину страна не выживет так же, как без хлеба. Да что там войны и эпидемии… Если сегодня вдруг резко закончится в больницах кровь и не останется ни одного донора, в течение одних только суток, по разным подсчетам, погибнет от 100 тысяч до 2 миллионов человек!  


Не грозит ли России массовая “кровопотеря”? Ответ на этот вопрос “МК” получил из первых уст — от руководителя Федерального медико-биологического агентства России Владимира УЙБЫ. 


Обескровленная Москва 


— Владимир Викторович, одни говорят, что донорской крови сегодня хоть залейся, а другие утверждают, что запасы совсем иссякли. Кто прав?  



— В прошлом году в России доноры сдали в общей сложности около двух миллионов литров крови. Это почти в два раза больше, чем в 2006-м. Но чтобы понять, много крови в запасе или мало, мы используем иной показатель. Главное для нас — количество доноров на тысячу населения. Сейчас в стране примерно 14 на 1000. А “золотой стандарт” — 25 на 1000. Но имейте в виду: речь идет исключительно о кадровых донорах. Не о тех, которые один раз сдали кровь и больше не появились на станции переливания, а о тех, кто постоянно сюда приходит. Кадровые доноры — это люди заведомо здоровые, поскольку не раз проверялись. Основная наша проблема — запасти как можно больше не просто крови, а безопасной крови! Вообще мы стремимся к тому, чтобы число кадровых доноров было 40 на 1000. В этом случае запасов с лихвой хватит больницам и роддомам, и можно будет производить препараты крови — например, средства для нормализации свертывания, которое используется в лечении гемофилии. Эти препараты крайне сложны в получении и, естественно, очень дороги. Пока мы закупаем их исключительно за рубежом.  


— Когда будет построен первый завод по производству таких препаратов?  


— Он уже строится в Кирове, и у Министерства здравоохранения и социального развития РФ есть планы запустить его в конце этого года.  


— Но где кровь будете для них брать? За границей закупать? Ведь вы сами говорите, до соотношения доноров 40 на 1000 России еще ой как далеко…  


— Кровь закупать за рубежом никто не будет, это запрещено законодательно. А вот создать свой донорский потенциал до 2012 года — эта программа вполне выполнима.  


Да, за 90-е годы количество доноров в стране резко сократилось. Их тогда стало меньше, чем 10 на 1000 человек. Людям просто было не до донорства, они занимались выживанием. К тому же 90% предприятий стали частными, а их владельцы не отпускали работников на сдачу крови, не давали положенный по закону выходной. Мы провели исследование в 2007 году: примерно треть россиян не знали, что вообще можно и нужно сдавать кровь (не слышали о донорстве), еще треть — боялись, что их во время процедуры заразят какой-нибудь болезнью, остальные не шли, поскольку их не пускал работодатель. Но после того, как заработала государственная программа развития добровольного донорства, ситуация резко изменилась. В прошлом году в нее были включены 15 субъектов Федерации, в этом — 26. И в этих регионах число доноров резко выросло. В некоторых оно дошло аж до 35—40 на 1000 населения.  


— В Москве, наверное, доноров больше всего?  


— Наоборот. Столица занимает одно из последних мест по количеству доноров. Здесь примерно 2—4 донора на тысячу населения. Объяснятся это просто: в мегаполисе большая миграция, другой ритм жизни, люди все время спешат и очень заняты. Некоторые бы и хотели сдавать кровь, но не могут себе этого позволить: по вечерам и выходным станции переливания крови не работают, а в другое время у людей все расписано по минутам.  


— И здесь ничего нельзя придумать?  


— Придумываем. Вот прошла 1 августа суббота донора — кровь впервые брали в выходной день. Пытаемся воздействовать на начальников. Мы собирали крупных работодателей, разговаривали с ними. Многие не понимали важность поддержки донорства. Приходилось объяснять: вот, мол, не дай Бог, попадете в ДТП, срочно потребуется кровь, а ее в ближайшей больнице не окажется — и тогда вам не помогут ни высокооплачиваемые личные врачи, ни собственный самолет.  


— Предприниматели прониклись?  


— Умные люди всегда воспринимают информацию, а руководители крупного бизнеса относятся именно к таким. Со многими мы подписали договоры о сотрудничестве. В таких фирмах станут формировать донорские коллективы и проводить донорские акции. Причем медики сами будут регулярно приезжать сюда, чтобы брать кровь у сотрудников на рабочем месте. 


                                                    Штрихкод для донора 

— А почему сегодня, скажем, житель Калуги не может сдать кровь в Москве? Многие люди с радостью бы сделали это во время командировки, будучи в гостях у родственников.
 


— Это связано с вопросами отсутствия единого информационного пространства — сведений о доноре в другом регионе, его здоровье, а следовательно, безопасности для реципиента. Но скоро это ограничение будет снято благодаря внедрению единой информационной базы, которая будет содержать общероссийский регистр доноров и лиц, кому противопоказано быть донором. А то ведь часто бывает, что человек переболел каким-то недугом, а потом забыл об этом. И понятия не имеет, что является носителем инфекции на всю жизнь, и сдавать кровь ему нельзя. Придет такой человек на станцию переливания крови, а там сразу же “пробьют” его по базе, куда стекается информация из всех российских тубдиспансеров, кожно-венерических клиник, СПИД-центров и т.д.  


— “Пробивать” будут в течение суток?  


— Нескольких минут! Все будет делаться в режиме онлайн, чтобы не задерживать потенциального донора. Кстати, такую единую базу мы планируем создать уже к 2012 году. Она позволит нам также всегда быть в курсе — сколько запасов крови в каждом конкретном субъекте. В итоге, если случится где-то крупное ЧП, мы сразу посмотрим, из какой ближайшей станции переливания крови можно доставить кровь нужного количества. С помощью этой базы можно будет до минут рассчитать и время доставки, выбрать кратчайший путь.  


— Допустим, у конкретного человека ВИЧ-инфекция. Вдруг какой-нибудь злоумышленник взломает базу и уберет оттуда эту информацию, чтобы заразилось как можно больше людей?  


— Это невозможно. Уровень защиты базы — как у защиты государственной тайны. Ее разрабатывали специалисты, имеющие лицензии для работы с персональными данными, и у нее три режима спецдоступа. Если кто-то попытается взломать первый, вся система будет блокирована. Мы прекрасно понимаем, что кровь — это национальная безопасность. Потому коды доступа будут постоянно меняться. Кроме того, если на какой-нибудь станции переливания крови уволился сотрудник, то автоматически появляется другой “ключ”. Замечу при этом, что каждый специалист, работающий с базой данных доноров, подписывает договор о соблюдении неразглашения персональных данных в системе.  


— Правда, что каждому донору присвоят персональный номер?  


— Человек получит штрихкод. Он будет проставлен на пакете с его кровью. В итоге, только взяв в руки такой пакет, можно будет считывать информацию о том, откуда кровь, кто и когда ее сдал. 


Почему у президентов не берут кровь 

— Так называемая теплая кровь, которую только что взяли у донора, сегодня по-прежнему считается особенно ценной?  




— Такую кровь сейчас вообще не используют, это категорически запрещено из соображений безопасности. Раньше, когда не было технологии быстрой заморозки и быстрой разморозки, кровь действительно теряла многие свои свойства. И тогда была ценна “свежая” кровь. Но она часто служила источником заражения. Сейчас кровь мгновенно замораживают, при этом она своих качеств совершенно не меняет. Затем ее ждет шестимесячный карантин — ведь существует так называемое серонегативное окно (вирус в организме есть, но ни один лабораторный тест его еще определить не может).  


— А как же тогда все эти объявления, когда просят срочно сдать кровь конкретному ребенку…  


— Те, кто такие объявления дает (указывая фамилию ребенка, помещая фото), заготавливают кровь для того, чтобы в обмен получить кровь из резерва. Сданная вами только что кровь этому малышу не пойдет — она будет храниться минимум 6 месяцев. Но она потребуется другому ребенку. Так что это своего рода ложь во спасение. Хотя лично я против таких пропаганд. Я против того, чтобы использовать в социальной рекламе донорства образы умирающих людей. 

СПРАВКА "МК" 

Более всего донорская кровь требуется больным гемофилией, а также пациентам, которые проходят лечение в хирургических и онкологических отделениях, роженицам при осложнениях в родах. 


— Многие до сих пор боятся, что их заразят во время сдачи крови. Это хотя бы теоретически возможно?  


— Нет. Все расходные материалы, которые используются во время процедуры, одноразовые. Одна из частей программы подразумевает переоснащение станции переливания крови. Для каждой из них мы делаем индивидуальный проект, но соблюдаем единый технологический стандарт безопасности. Оборудование поставляем сюда суперсовременное. Мы взяли технологии завтрашнего дня, чтобы в ближайшие лет 10—15 все станции были на уровне стандарта GМР. В прошлом году уже переоснастили учреждения службы крови в 15 субъектах. А вообще на всю программу, рассчитанную на 4 года, выделены из госказны огромные деньги — 16,2 миллиарда рублей.  


— Верно, что среди доноров больше женщин, поскольку они жалостливее?  


— Женщин и мужчин примерно одинаково. Больше всего среди кадровых доноров работников станций переливаний крови. Это, кстати, своего рода пропаганда: люди видят, что сами сотрудники таких службы сдают кровь, и понимают, что донорство абсолютно безопасно. На втором месте — военные, студенты, милиционеры, медики. Вот портрет среднестатистического кадрового донора: здоровый человек среднего достатка, высшего или среднетехнического образования в возрасте от 20 до 50 лет.  


— А пожилой возраст является противопоказанием к донорству? 


— Ничего подобного. И у 80-, и у 90-летнего человека кровь возьмем, если он здоров. Другое дело, что с приходом старости появляются проблемы с самочувствием. Но те, кто регулярно сдает кровь, обычно менее подвержены серьезным недугам. В Москве есть почетный донор, которому больше 70 лет. Так вот, он замечательно выглядит и по-прежнему регулярно сдает кровь. И его кровь так же ценна, как молодого донора.  


— Владимир Викторович, а вы сами-то кровь часто сдаете?  


— Раньше часто, сейчас намного реже. В последний раз сдавал месяц назад во время одной из акций.  


— А Путин с Медведевым случайно не почетные доноры?  


— Пока нет. Они сдавали кровь только в студенческие годы. Государственная служба не располагает к донорству, поскольку отнимает много времени. После каждой сдачи крови нужно отдохнуть часа три, а у президента такой возможности нет. 


                                  Голубая кровь россиянам не подходит 

— В России сегодня ведутся разработки по созданию искусственной крови?
 


— Практически нет. Пик исследований приходился на 90-е годы — тогда искусственную кровь пытались сделать от безысходности, поскольку настоящая была в большом дефиците. Создали так называемую голубую кровь и поняли, что она не может заменить настоящую. Это химический продукт, который обладает определенными свойствами и будет выполнять какую-то одну функцию. Но на этом — все! Чем больше мы изучаем человеческую кровь, тем тверже убеждаемся: такое мог создать только Творец. Ведь в ней масса элементов, и у каждого вида частиц свое назначение. Вот, к примеру, тромбоциты и лейкоциты. Они первые бросаются, чтобы остановить болезненный процесс, в том числе воспаление, кровотечение, тромбоз, при этом погибают сами. 

СПРАВКА "МК" 

Перфторан, или “голубая кровь”, — искусственный аналог, действительно голубого цвета, созданный на основе соединений фтора, со способностью пассивно переносить кислород благодаря высокой химической активности фтора. И все бы ничего, но дорого, пассивно, и фтор вреден для организма по многим показателям.
 

— Так, может, те, кто часто сдают кровь, не имеют достаточно каких-то частиц и подвергаются риску заболевания?  


— Как раз наоборот. Кровь обновляется и омолаживается, а значит, все элементы в ней активны. Донорство — это профилактика тромбозов, варикозов, огромного количества заболеваний внутренних органов. У нас сегодня есть факты, подтверждающие, что доноры выходят из группы риска по наследственным заболеваниям. А все потому, что с каждой сдачей кровь вырабатывает новые защитные функции. Но, разумеется, нельзя сдавать кровь раз в неделю — будет истощение костного мозга. Да у вас так часто никто и не возьмет ее. 

СПРАВКА "МК" 

Минеральный химический состав крови напоминает химический состав вод древнего океана, в котором смогла зародиться жизнь. При помощи крови в древности пытались омолаживать старцев и воскрешать мертвых. В египетских папирусах лечение кровью рекомендовалось применять при самых тяжелых заболеваниях. 

— А какая группа крови сегодня в самом большом дефиците?
 


— Можно было бы сказать, что IV группа — резус отрицательный. Кровь этой группы и этого резуса очень редкая. Но она также и реже требуется. Так что дефицита в принципе нет. 


                                                         От слова “дарить” 

— Некоторые рассказывают, что их заставляли покупать донорскую кровь для больного родственника…
 



— Попытка склонить человека к покупке крови в частном порядке — противоправное действие со стороны продавца. По каждому такому факту должно быть проведено разбирательство с привлечением правоохранительных органов. Но за последние два года к нам не поступило ни одной такой жалобы. Всех, кому предложили купить кровь, убедительно просим сообщить об этом в ФМБА России по телефону “горячей линии”: 8-800-3333330.  


— А еще жалуются, что врачи отказываются делать операцию, пока не приведешь несколько доноров…  


— Такое, увы, и впрямь случается. Ко мне недавно пришло письмо от одного мужчины: у его жены онкология, и срочно была нужна операция, а хирург сказал, что не приступит, пока не сдадут кровь 10 человек. Пришлось автору уговаривать всех знакомых и родственников. Понятно, что врач просто припугнул и сделал бы операцию и без этого. Просто запасы крови в больнице были на исходе, и он решил таким образом их пополнить. Но подобные приемы недопустимы.  


— Кровь в больницах воруют?  


— Не слышал о таком.  


— Правда ли, что некоторых льгот почетных доноров лишили? Вот, к примеру, 50%-ной платы за коммунальные услуги…  


— Ничего не лишили! Это полнейшее заблуждение. В 2004 году произошла монетизация льгот, которая коснулась и почетных доноров (тех, кто сдал кровь больше 40 раз). Сегодня они вместо бесплатного проезда на общественном транспорте и 50-процентной оплаты “коммуналки” получают 8200 рублей в год. И эта сумма постоянно индексируется. Плюс почетным донорам по-прежнему в первую очередь дают путевки в санатории, предоставляют отпуск тогда, когда они просят.  


— Но все-таки сдают доноры все чаще за деньги…  


— Ничего подобного. Как можно спасать кому-то жизнь за деньги? Мы за пропаганду и развитие безвозмездного донорства. Ведь донор — от слова “дарить”. 

СПРАВКА "МК" 

По данным Российского НИИ гематологии и трансфузиологии, в России более 534 000 почетных доноров, 1 831 000 кадровых.

http://www.mk.ru/


Просмотров: 878 | Добавил: игорь | Теги: кровь, гемофилия, донор | Рейтинг: 1.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
RSS

...

translate

Меню

Форма входа

Логин:
Пароль:

Праздники

Праздники сегодня

Календарь

«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Опрос

У Вас коагулопатия?

Всего ответов: 38

Поиск

Новости загрузка новостей...
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Зарег. на сайте
Всего: 24553
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 0
Проверенных: 0
Обычных юзеров: 24551
Из них
Парней: 24493
Девушек: 60